Начало |
Кировск |
Кобона |
Мга |
Назия |
Невский пятачок |
Отрадное |
Синявино |
Шлиссельбург |
Кобона |
||||||||
Кобона
Старинное рыбацкое село Кобона очаровывает своей тихой и размеренной жизнью.
Со строительством Ладож ского канала в устье реки Кобоны укрепили берега, сделали гавань для судов и построили шлюз. После завершения все го водного пути кобонский шлюз разобрали, проход в озеро засыпали, построив деревянный водоспуск. В 1836 году соорудили новый гранитный водоспуск, сохранившийся в Кобоне до сегодняшнего дня.В 1732 году Кобона была пожалована создателю Ладожского канала генерал-фельдмаршалу Б.Х. фон Миниху.
Во время поездки на открытие канала в мае 1732 императрица Анна Иоанновна отдыхала в деревянном дворце. А в августе 1765 года в Кобоне побывала Екатерина II. Согласно материалам архивного фонда «Строений Санкт-Петербургской губер нии до 1917 г.» с1796 г. село Кобона с пустошами принадлежало графине Е. А. Мусиной-Пушкиной, владелице лесо пильного завода.
Ещё в начале 18 века Кобону украшала деревянная пятиглавая церковь во имя святого Николая Чудо творца - покровителя мореплавателей и рыбаков.В 1820-е годы на собранные прихожанами деньги возвели каменный храм с приделами Святых Апостолов Петра и Павла и Параскевы Пятницы. Много сил для осуществления строительства храма приложили священник Стефан Алексеев и петербургский купец Филатов. В 1860-61 годах по указу Духовной Консистории обновлением церкви, проектными работами, сметой занимался известный петербургский архитектор, профессор Академии Художеств МА. Щурупов. Своеобразным маяком для рыбаков Ладоги в конце XIX в. стал многогранный стеклянный крест, венчающий шпиль церковной колокольни.
Новоладожский купец Илья Грибанов на свои средства построил Часовню в честь Крестовоз-движения у старинного колодца, где когда-то были найдены оловянные древние сосуды. До наших дней, как и во мно гих храмах Приладожья, убранство храма, монументальная живопись, иконостас не сохранились. Все это утрачено в связи с атеистической политикой Советского государства в 30-е годы XX века. Большая часть икон сгорела, колокола были затоплены, а особо ценные храмовые реликвии исчезли.
Когда осенью 1941 года гитлеровские захватчики вышли на подступы к Ленинграду, Государственный Комитет Обороны принял все меры для
Одним из основных пунктов этой ледовой трассы стала деревня Кобона, расположенная в северо-восточной части Шлиссельбургской губы. Отсюда автомобильная дорога протяженностью 30 километров должна была пройти до мыса Осиновец в северо-западной части той же Шлиссельбургской губы. Первый санный обоз с продовольствием прошел по озеру еще 18 ноября 1941 года. В то время в Ленинграде оставался запас продуктов лишь на несколько дней. 23 ноября 1941 года из Кобоны по неокрепшему льду озера ушла в блокированный Ленинград первая колонна - 60 машин с продовольствием. И хотя осажденным доставили лишь 33 тонны ржаной муки, это была большая победа.В первые недели военно-автомобильная дорога № 101, или Дорога жизни, как ее назвали ленинградцы, начиналась у железнодорожных станций Заборье и Подборовье, восточнее города Тихвина.
Длина всей трассы составляла 308 километров. Наиболее трудным участком пути были 30 километров по льду Ладожского озера - от Кобоны до Осиновца. Линия фронта проходила здесь всего в десяти километрах от дороги. Большую роль в снабжении Ленинграда сыграло сооружение временной железнодорожной ветки от станции Войбокало до Ладожского озера, к пристани Кобона.
В условиях сильнейших морозов строители за 15 дней проложили линию длиной 35 километров. Зимой 1941/42 года в Ленинград через Кобону было перевезено 360 тысяч тонн грузов, главным образом продовольствия и боеприпасов; из Ленинграда вывезли свыше полумиллиона детей, женщин, стариков, много тысяч тонн промышленного оборудования, немало медикаментов и оружия, изготовленного ленинградцами.
Когда 24 апреля 1942 года Дорога жизни прекратила свое существование, в Ленинграде имелся запас продовольствия на 55 дней. В Кобоне и ее окрестностях началась подготовка к летней навигации. В те годы уровень воды в Ладожском озере значительно снизился. К северу от Кобоны выступила песчаная коса длиной около 12 километров. На южном берегу косы образовалась удобная естественная бухта, защищенная от волн озера.
К северу от селения было построено восемь пирсов длиной по полкилометра. Сюда подвели железнодорожную линию. Из разных мест в Кобону было переброшено большое количество судов. Строительство кораблей велось и на самой Ладоге. Весна в 1942 году была затяжной, и озеро долго не очищалось ото льда. Навигация началась только 22 мая.
Фашистская авиация пыталась сорвать снабжение Ленинграда по озеру. За 194 дня навигации 1942 года было зарегистрировано 142 дневных и 27 ночных бомбежек Кобоны и Осиновца. Гитлеровцы направляли на пирсы Кобоны и стоявшие под погрузкой корабли по 60 - 90 самолетов одновременно. За один только день 28 мая 1942 года они бомбили кобонский порт десять раз, сбросив 190 бомб. Но остановить работу трассы противнику не удалось.
Советские моряки не покидали своих постов даже во время самых жестоких бомбежек. С каждой неделей кобонский порт все больше и больше расширялся, а объем перевозок возрастал. Только за июнь 1942 года по Ладоге было перевезено в город Ленина 120 тысяч тонн грузов. Зимой 1942/43 года от Кобоны до Осиновца снова стала действовать автомобильная дорога. На стеле, установленной в центре поселка Кобона, высечены слова: "Через Кобону шла "Дорога жизни". Она, прорвав фашистскую блокаду, соединяла сердце Ленинграда с родной страной, с Советской Отчизной. 1941 - 1943".
|
||||||||
Начало |
Кировск |
Кобона |
Мга |
Назия |
Невский пятачок |
Отрадное |
Синявино |
Шлиссельбург |
©Автор страницы: Вахренёв Роман | e-mail: kirovsk_cit@mail.ru |